ОПЫТ № 1 . «Цветной снег»
Зима - отличный период для проведения опытов со снегом. Благодаря им дети научатся понимать, как и почему происходят многие природные явления. Ребята группы «Солнышко» с помощью кистей покрасили снег в разные цвета. Снег получился - разноцветный. Затем ребята поместили стаканчики со снегом на подоконник и стали наблюдать, что же с ним произойдёт через некоторое время? Снег начал таять. Почему снег начал таять? (Потому что в группе тепло, а снег в тепле тает). Каким цветом стала водичка в стаканчиках? (Вода стала разноцветная). Почему вода стала разноцветной? (Вода становится такого же цвета, в какой мы окрашивали снег). Экспериментирование не только приносит детям радость и эмоциональное равновесие, развивает моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображения, мышление, фантазию, речь.
ОПЫТ № 2 . «Любимые игрушки»
В группе «Солнышко» прошла экспериментальная деятельность с водой и игрушками. Сначала ребята отгадывали загадки, играли с котиком в игры: «Какие бывают игрушки?», «Чудесный мешочек». Затем по очереди опускали по одной игрушке в воду и смотрели, какие игрушки тонут, а какие не тонут. И сделали вывод: резиновые игрушки не тонут, плавают. Деревянные, лёгкие плавают, металлические тонут - тяжёлые. Любой материал усваивается лучше, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
ОПЫТ № 3 . «Цветные льдинки»
Мы с ребятами группы «Солнышко» провели интересный опыт с водой. Сначала рассмотрели с детьми воду, налитую в стаканчики, какая вода по цвету? (прозрачная, бесцветная, через неё можно увидеть разные предметы. Затем с ребятами наблюдали «волшебство» - каждый ребенок в свой стаканчик с водой добавил цветную гуашь на выбор, и мы все вместе наблюдали, как краска расходится по воде. Дети называли цвет своей воды. И пришли к выводу, что вода растворяет вещества. Затем заполнили формочки цветной водой, а дальше «колдовать»: «мороз на улице»: он и сделал из воды цветные льдинки. Все постарались и получилось много цветных льдинок. Ребятам очень понравилась данная деятельность.
ОПЫТ № 4 . «Удивительный мир ткани»
Дети группы «Солнышко» провели ряд познавательных опытов с различными тканями. Опыт 1: если ткань сжимать в руках – она мнётся. Опыт 2: ткань прочнее бумаги. Опыт 3: ткань можно окрашивать в разные цвета. А ещё ребята узнали, из чего ткут ткань, познакомились с различными видами ткани и самостоятельно наносили узор кисточкой на ткань. Всё было очень интересно и познавательно.
ОПЫТ № 5 . «Почему нельзя есть снег»
Редкий ребенок не пытался хоть раз украдкой от взрослых попробовать на вкус снег, ведь он такой белый и пушистый. Снег содержит много грязи, он накапливает пыль, дым, выхлопные газы и т.д. Простые убеждения, что снег грязный, детей не убедили. И мы с детьми группы «Солнышко» решили провести познавательно - исследовательскую работу «Почему нельзя есть снег». Мы узнали, что снег белого цвета и состоит из снежинок, что он холодный, не имеет запаха и тает в тепле. Мы набрали снег в тарелочку и поставили на батарею, он растаял и превратился в грязную воду. Вот он, оказывается, какой - белый снег! После такого исследования у детей отпала охота лакомиться «чистым» снегом.
ОПЫТ № 6 . «Свойства яйца»
Что же такое яйцо? Дети группы «Солнышко» решили исследовать, что же из себя представляет яйцо и какие у него свойства. Смотрим, из чего состоит: густая прозрачная масса это - белок, жёлтая серединка – желток. Оболочка яйца – скорлупа, хрупкая, ломкая, тонкая. Как отличить вареное яйцо от сырого? Раскрутили яйцо. Результат: одно продолжалось вертеться быстро (вареное, а второе крутилось еле - еле (сырое). В каких жидкостях яйцо будет плавать? Результат: в баночке с простой водой яйцо сразу же утонуло, в баночке с соленой водой яйцо всплыло. Вот с какими удивительными свойствами яйца познакомились ребята.
ОПЫТ № 7 . «Оставляют ли следы фрукты и овощи?»
Детям всегда интересно не просто что – то слушать, а добывать знания самим. И в этот раз дети группы «Солнышко» активно участвовали в проведении опыта «Оставляют ли следы фрукты и овощи?». Оказалось что: свёкла и апельсин могут окрашивать предметы, а картофель и яблоко не могут окрашивать предметы.
ОПЫТ № 8 . «Фруктовая лаборатория»
Дети группы «Солнышко» посетили лабораторию, где провели исследование фруктов и узнали об их удивительных свойствах. Провели опыт «Тонет – не тонет» и оказалось, что апельсин в кожуре в воде не тонет, а очищенный апельсин утонул. Это может произойти, если в апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают фрукт на поверхность воды. А после была самая вкусная часть эксперимента – мы съели все фрукты!
ОПЫТ № 9 . «Окрашивание китайской капусты»
Эксперимент – наблюдение проводился при активном участии ребят группы «Солнышко». В стаканчики с окрашенной в разный цвет водой ребята поместили листья китайской капусты. Обменялись мнениями о том, что должно произойти с листьями и поставили стаканчики на подоконник. Через несколько часов цвет листьев китайской капусты изменился, листья окрасились в тот цвет, в который была окрашена вода. Вывод: все растения питаются водой, которая поднимается от корневой системы к стволу (стеблю) и потом к листьям и цветам.
ОПЫТ № 10 . «Считалочка - купалочка»
Дети из группы «Солнышко» знакомились со свойствами воды: льётся, движется. Ребята двигали воду руками в разных направлениях, купали в ней игрушки. И сделали вывод: вода льётся, переливается, движется по направлению движения руки.
ОПЫТ № 11 . «Солнечный зайчик»
Ребята из группы «Солнышко» выбрав момент, когда солнце заглянуло в окно, с помощью зеркальца ловили лучики. Дети наблюдали как солнечный «зайчик» прыгал по стене, потолку, со стены на диван и пытались его поймать, не понимая, откуда он берётся, и почему его нельзя взять в руки. Ответ оказался прост: лучи солнца, отражаясь в зеркале, создают световые пятна – солнечные «зайчики». А отражение нельзя поймать, нельзя взять в руки.
ОПЫТ № 12 . «Вода, свет, тепло»
Продолжительное время, ребята из группы «Солнышко» наблюдали за ростом репчатого лука и семян цветов. Ухаживали, поливали. В процессе наблюдения дети заметили, что пёрышки лука подросли и цветочки вытянулись. Исходя из наших наблюдений, мы сделали вывод, что для роста растений необходимы условия: вода, свет, тепло.
ОПЫТ № 13 . «Песок сохраняет форму»
В ходе экспериментирования дети получают самые ценные и прочные знания. Ребята из группы «Солнышко», изучая свойства песка, сделали такой вывод: сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок тёмный, из него легко лепить.
ОПЫТ № 14 . «Ужасно интересно всё то, что не известно»
Ребята из группы «Солнышко» очень любознательные. И мы с ними продолжаем экспериментировать. Мы решили рассмотреть полиэтиленовый пакет, он пустой, раскрываем его, берём двумя руками, набираем воздух и закручиваем его. Воздух занял место в пакете, но мы его не видим. Благодаря опыту дети узнали, что воздух прозрачный, невидимый и лёгкий.
ОПЫТ № 15 . «Веточки берёзы»
В течение нескольких недель, дети из группы «Солнышко», рассматривали распускание листочков у веток берёзы. Для этого наблюдения были взяты веточки с закрытыми почками и поставлены в вазу с водой. Ребята с большим интересом наблюдали за изменениями, с удивлением восприняли набухание почек, а появление листочков вызвало у них полный восторг.
ОПЫТ № 16 . «Волшебный мир песка»
Попадая в сказочную песочную страну, дети играют с песком и чувствуют себя настоящими волшебниками. Так и ребят из группы «Солнышко» паровозик привёз в сказочную страну. Там они познакомились с правилами игры в песок. Выполнили упражнение «Знакомство с песком», поиграли в игру «Необыкновенные следы», поучаствовали в физ.минутке «Пёрышко». И нарисовали пальчиком «Песочное солнце», украсили его разноцветными камушками, чтобы оно светило целый день и поднимало всем настроение.
ОПЫТ № 17 . «Снег, какой он?»
Зима – отличное время года для проведения опытов со снегом. В группу «Солнышко» зашёл в гости снеговик и попросил ребят научить его делать фигурки из снега. Сначала дети познакомились со свойствами снега: белый, холодный, в тепле начал таять, стал липкий, из него можно лепить. Ребята самостоятельно переворачивали, наполненные снегом формочки на поднос, и вместе со снеговиком любовались снежными фигурками.
ОПЫТ № 18. «Рисуем мыльными пузырями»
В группе «Солнышко» прошло увлекательное рисование с использованием необычных инструментов – мыльных пузырей. Ребята научились делать цветные мыльные пузыри и переносить их на бумагу. В результате получились яркие рисунки. Дети с интересом выполняли задания, ведь они сами изготавливали краски для своего творчества.
ОПЫТ № 19. «Фонарик»
Фонарик – это не игрушка, но любой ребёнок будет рад появлению такого предмета. Вот и к детям в группу «Солнышко» пришёл в гости утёнок Тим с фонариком и предложил поиграть с ним. Дети с восторгом и удивлением на лице согласились. Они освещали фонариком и рассматривали разные предметы, а на стене видели огромную тень. Это настоящая магия и волшебство. С помощью фонарика ребята почувствовали себя настоящими волшебниками.
ОПЫТ № 20. «Цветные льдинки»
Экспериментальная деятельность вызвала у детей группы «Солнышко» много положительных эмоций. Ребятишки с огромным удовольствием раскрашивали воду, разливали её по формочкам. А потом с нетерпением ждали, когда разноцветная вода превратится в лёд. По окончании эксперимента были очень рады превращению воды в разноцветные льдинки. Ребята с удовольствием наблюдали за всем в процессе эксперимента.
ОПЫТ № 21. «Свойства бумаги»
Дети группы «Солнышко» провели ряд познавательных опытов с бумагой. Опыт №1 «Нарисуй»: дети на бумаге рисовали карандашами. Вывод: бумагу можно использовать для рисования. Опыт №2 «Кораблик»: опустили бумажные кораблики в ёмкость с водой. Бумага тут же размыкает и рвется в руках детей. Вывод: бумага боится воды, все бумажные предметы портятся от воды. Опыт №3 «Шуршание»: дети выполняли движение с бумагой «стирка белья». Вывод: бумага шуршит, издаёт звук. Опыт №4 «Шарик»: дети сминали бумагу в руках в шарик. Вывод: бумага мнётся. Опыт №5 «Волшебные краски»: окрасили воду в красный цвет, опустили белые полоски бумаги в ёмкость с цветной водой, немного подержали их в воде. Бумага впитала в себя жидкость и поменяла цвет. Вывод: бумагу можно окрасить в любой цвет.
ОПЫТ № 22. «Какой бывает вода?»
Опыты – один из самых приятных способов получения знаний, они создают у детей радостное настроение, дарят массу приятных и полезных впечатлений. Дети группы «Солнышко» провели ряд познавательных опытов с водой. Опыт 1. «Вода — прозрачная». Опыт 2. «У воды нет вкуса». Опыт 3. «У воды нет запаха». Опыт 4. «Вода — жидкая, может течь». Опыт 5. «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются». Опыт 6. «Вода бывает теплой, холодной, горячей». В процессе проведения опытов в нашей группе у детей происходит обогащение памяти, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения. А еще, мы развиваем любознательность, внимание, мелкую моторику рук, координацию движений, учимся работать сообща.
ОПЫТ № 23. «Эксперименты с мукой»
В группе «Солнышко» прошло познавательное мероприятие «Эксперименты с мукой». Ребята изучали свойства муки. Опыт 1. «Мука безвкусная» - дети насыпали на поднос муку и пробовали её на вкус. Опыт 2. «Мука белая, мягкая, пушистая, мука имеет свой особенный запах» - осторожно нюхали муку и трогали руками. Опыт 3.«Мука сыпучая, сухая, рассыпчатая» - сеяли муку через сито. Опыт 4. «На муке можно рисовать» - рисовали на муке пальцем. А в следующий раз, мы научимся замешивать густое тесто для выпечки.
ОПЫТ № 24. «Тесто для пирожков и сушек»
Ребята группы «Солнышко», как настоящие кулинары, решили лепить угощение для куклы Маши из теста. Им очень хотелось узнать, как пекут в пекарнях настоящие пирожки и сушки. Сначала мы общими усилиями замесили тесто. Потом принялись за дело. Дети с удовольствием возились с тестом. Посмотрите, что у них получилось.